Термин: 4P
4P (Пи) – одна из самых популярных и распространенных маркетинговых концепций (ее еще называют концепцией маркетинг-микса). Идея создания возникла в 1964 году, когда впервые была опубликована статья Нэйла Бордена «Концепция маркетинг-микса». В ней автор пытался соединить воедино разрозненные элементы, необходимые для учета при составлении маркетинговой стратегии компании. Изначально, подобные стратегии содержали гораздо больше пунктов, однако Нэйлу удалось сократить их число до четырех, тем самым облегчив процесс запоминания. В этом и заключается его генеральная заслуга – в создании комплекса 4P. Что примечательно, в будущем предполагается его расширение до 5,7 и 10P.
Зачастую данный маркетинговый комплекс называют маркетинг-миксом. Хотя единого подхода к его определению не разработано до сих пор, в подавляющем большинстве случаев данный термин трактуют как маркетинговую концепцию, которая используется фирмами для комплексного продвижения товаров и услуг среди клиентов. Концепция требует проработки сразу нескольких направлений взаимодействия с потребителями, которые и определяют ключевые составляющие маркетингового комплекса (те самые Р). Нередко данный термин понимается как набор тактических инструментов маркетинга, находящихся под контролем организации.